Руханият

Магауия СЕМБАЙ: «В жизни мы – многостаночники»

 

Играющий тренер – именно так называет себя главный редактор областной газеты «Орталық Қазақстан», член Союза журналистов Казахстана, лауреат премии акима области за значительный вклад в региональную журналистику Магауия Сембай.

 

Коллеги его знают как профессионала, друзья – как верного и честного товарища, который никогда не предаст и не оставит тебя наедине с бедой, семья и родственники – как преданного сына, заботливого мужа и терпеливого отца, любящего деда. Он – младший из детей, долгожданный сын после трех дочерей. Самый старший его брат Сапар по традиции считался ребенком многочисленной родни и рос в кругу обожавших его бабушек, дедушек, тетушек и дядюшек. Впоследствии отец Сланбек, будучи политически преследуемым, дабы оградить Сапара от нападок со стороны недоброжелателей, дал ему фамилию родственников. А вот Магауия уже был тем, которого казахи называют своим ребенком.

 

О судьбе своего отца Магауия ничего не знал до зрелого возраста, пока правду ему не открыл брат Сапар. В 1931 году отца осудили на четыре года по печально известной 58-й статье. Родители – творческие люди, никогда не чурались общения с акынами, писателями и поэтами, говорившими правду о той советской жизни. А вкус правды в 30-е годы сладким не был. Не раз в доме у Сембаевых в Каркаралинском районе гостили государственные и общественные деятели, а то и те, у кого не было официальных регалий, но была горячая любовь народа. За эти встречи и свое гостеприимство и поплатился Сланбек Сембаев, получил четыре года. Но с участью не смирился и вместе с молодой женой подался в бега. Судьба привела супругов в Томск, где они и осели. Пока добирались до сибирского города, родился старший сын Сапар.

 

Так бы и жили в далекой Сибири, но тяга к родине оказалась сильнее. Перед войной Сембаевы вернулись в Каркаралинск, откуда Сланбек ушел на фронт. В 1955 году в семье Сембаевых появился сын. Перед его рождением мать видела вещий сон – огромного волка. Поэтому при рождении сына ему дали имя Борибай – волк. Для тюркского общества волк был тотемным животным, олицетворяющим отвагу, молодцеватость, храбрость и героизм. Поэтому использование слова «бөрі» в имени несет определенный сакральный смысл, связанный с обращением к небесным покровителям за защитой.

 

Однако отец, вдохновленный творчеством Абая, назвал сына Магауия в честь сына великого философа, который сам к тому же был прославленным поэтом. Два имени тесно переплелись в судьбе Магауии Сембая. «Волчий» характер, несущий в себе принципиальность, хватку, интуицию, и одновременно чуткая душа поэта, ранимость, любовь ко всему прекрасному.

 

С детства Магауия впитал в себя любовь к народному творчеству ― родители, будучи неграмотными, наизусть знали эпосы и поэмы, всегда тянулись к людям образованным. Поэтому и целью их стало обучение детей.

 

Школу Магаш блестяще окончил в 16 лет и, не успев даже получить паспорт, поступил в лучший вуз республики ― КазГУ им. Кирова. Видел себя историком, но в последний момент передумал и поступил на журфак.

 

Окончив университет, вернулся в Караганду. Сам признается, что хотел остаться в Алма-Ате, но квартирный вопрос решил в пользу родного города. В 1976 году Магауия вернулся домой дипломированным специалистом. Здесь его сразу же приняли в редакцию областной газеты «Орталық Қазақстан», дали подъемные, а через пять месяцев получил квартиру.

 

– Тогда в Караганде было всего лишь две газеты – «Орталық» и «Индустриалка». Выходили мы шесть раз в неделю, работали практически без выходных и праздников. Но это были самые лучшие годы в моей жизни. А что еще молодому было надо, кроме работы? Я объездил всю область, побывал в каждом ауле, совхозе, пешком прошагал весь металлургический комбинат в Темиртау, знал каждый станок, все оборудование на промышленных предприятиях, – вспоминает Магауия Сланбекович. – Пришлось поработать во всех отделах. Но особенно мне был близок отдел промышленности. Меня всегда интересовала специфика производственников, и сегодня иногда становится смешно и одновременно обидно, когда читаю или слушаю, как пишут и говорят о работе предприятий. Поэтому тексты своих журналистов всегда вычитываю только сам. Даже после правки заведующих отделами и заместителей редактора. Не потому, что мне так хочется, а потому, что видел работу на промышленных предприятиях.

 

О своей работе Магауия Сембай может говорить часами. Ей он верен без малого 40 лет. Вспоминает, как бегал на мероприятия корреспондентом, как приходилось заменять корректоров, как дежурили по ночам, ожидая сигнальный номер, как помогал ответственному секретарю с макетами газеты. Сорок лет назад компьютеров не знали и верстка была полностью от руки.

 

– Журналистика ― это искусство. Пусть мы и многостаночники, но работаем все же не на фабрике калош. Общаясь ежедневно с людьми – от дворника до президента, мы впитываем в себя, как губка, всю информацию и доводим ее до читателя. А главное в нашей профессии ― уметь думать. Конечно, мы не писатели, которые владеют ярким художественным словом, но наше слово гораздо четче и острее. Оно доходит в разы быстрее до читателя или зрителя, – считает Магауия Сембай.

 

Несмотря на то, что он 18 лет стоит во главе областной газеты, Магауия Сланбекович не забросил свое ремесло и пишет колонки редактора. А вместе с тем лично занимается правкой текстов, что, между прочим, тоже надо уметь.

 

– Я постоянно говорю своим молодым корреспондентам: чтобы научиться грамотно излагать свои мысли, надо постоянно читать художественную литературу, публицистику, ведущие газеты – как казахстанские, так и зарубежные. Проблема сегодняшней журналистики состоит именно в том, что молодежь разучилась читать, отсюда и косноязычие, нелогичное изложение своих мыслей. Но при этом считаю абсолютно неправильным ругать за это молодого журналиста. Это не вина ― это его беда. Поэтому задача редактора, как бы ни странно это звучало, – воспитать профессионала, заново выучить его после университета, где в основном все проходят теорию. А настоящая журналистика ― вот она, здесь, в газете.

 

Главное для журналиста, считает М. Сембай, любознательность, ему должно быть интересно все, что происходит вокруг. Все мало-мальски интересные события, ситуации не должны пройти мимо вас. Нужно только помнить, что любознательность не стоит смешивать с назойливостью. Кроме того, вы всегда должны интересоваться темой, на которую вы пишете. Эмоциональное отношение к происходящему, может, и не очень важное качество для журналиста, но полезное – это точно. Надо быть и внимательным к каждой детали.

 

Именно эти качества и помогли стать Магауие Сембаю не просто профессиональным журналистом, а известным. Его имя пользуется авторитетом среди коллег, а материалы ждут читатели, и не всегда они бывают приятными для высших кругов. Если дело касается принципов, то здесь Сембая ни за что не уломать.

 

По его публикациям в перестроечные годы было проведено целое расследование по делу двух секретарей райкомов партии, которых сняли с должностей. Сам журналист вспоминает, как были звонки сверху и как настойчиво просили не ставить материал в номер. Но тогдашний редактор «Орталықа» Нурмахан Оразбеков на свой страх и риск поставил материал. А потом был разбор полетов, где журналиста обвиняли во всех грехах. Руку помощи протянул коллега ― собкор «Правды» Владимир Рыжков.

 

– На партийном собрании в честь меня именно Владимир Иванович, ознакомившись с публикацией, спросил у присутствующих: «А в чем, собственно, дело? Сембай написал правду и привел неоспоримые доказательства». Остальным пришлось замолчать. Если бы не его помощь, то скорее всего работы лишились бы и я, и Нурмахан Оразбеков, – вспоминает Магауия Сланбекович.

 

Честность и принципиальность в вопросах не только профессиональных, но и человеческих присуща и самому Магауие Сембаю. Тех, кого уважает и ценит, он никогда не оставит в беде и будет поддерживать независимо от мнения и настроения общества.

 

Когда-то Магауия Сланбекович мечтал стать историком. Но судьба распорядилась иначе. Однако любовь к истории не прошла. И сегодня журналист занимается исследованием белых пятен в отечественной истории. Он первый, кто рассказал своему читателю о знаменитых верблюдах Машке и Мишке, которые помогли приблизить Великую Победу советскому народу.

 

– Как-то я сидел дома и смотрел военную хронику, где вскользь показали кадры с верблюдами. Задался вопросом: а как они туда попали? Соответственно, занялся исследованием военной тематики. И выяснил, что во время тяжелейших боев под Сталинградом в Астрахани формировалась 28-я резервная армия, укомплектованная пушками. Однако двигаться в путь было невозможно: во всей округе ― ни грузовиков, ни лошадей. Осмотревшись, командование решило привлечь в качестве тягловой силы верблюдов. За короткое время с их помощью красноармейцы обучили животных носить упряжку, возить повозки и полевую кухню, тащить орудие, вес которого превышал тонну. Мирные животные приспособились и к боевым условиям жизни. Однако до рейхстага дошли не все верблюды, а только Мишка и Машка, прибывшие из казахских степей. Я стал посылать запросы в российские архивы с целью найти этих животных и нашел данные о них. Оказывается, после войны животные находились в зоопарке под Астраханью и пользовались безмерной любовью горожан, – говорит Магауия Сембай. – В жизни, если быть наблюдательным, можно найти массу поводов для своего материала.

 

Еще один повод для гордости журналиста ― это то, что он первый, кто нашел могилу знаменитого батыра Баяна. Для казахского народа Баян был просто легендой, литературным персонажем поэмы Магжана Жумабаева. Однако Магауия Сембай полностью опроверг это мнение и привлек археологов к месту захоронения батыра. Небольшой саманный мазар оказался последним пристанищем батыра. А самому Баяну как реально существовавшей личности установили памятник в Павлодаре ― считается, что именно там он и родился. Одним из главных и почетных гостей на презентации памятника был, конечно же, и редактор областной газеты «Орталық Қазақстан».

 

Опорой и поддержкой главного редактора является высокопрофессиональный и сплоченный коллектив. Сегодня здесь работает в основном молодежь. Но оно и лучше, считает Магауия Сланбекович. Молодежь всегда любознательная, жадная до знаний, легкая на подъем. И главное, бесхитростная ― может, поэтому на планерках корреспонденты могут иной раз и покритиковать материал своего шефа.

 

А главный редактор не только их учит, но и сам учится у молодежи некоторым новшествам. Главным же вдохновителем Магауии Сланбековича является семья: супруга, поддерживающая его начинания долгие годы, трое детей и три внучки ― любимицы деда.

 

Впереди у журналиста много планов и идей, которыми он пока делиться не спешит. Есть у журналистов суеверие ― не рассказывать о будущем материале. Иначе не получится.

Самал АХМЕТОВА

Басқа материалдар

Бір пікір

Пікір үстеу

Э-пошта мекенжайыңыз жарияланбайды. Міндетті өрістер * таңбаланған

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.

Back to top button